Вопрос-Ответ

Дата создания страницы: 04 февраля 2010 11:00
Информация обновлена: 05 апреля 2011 14:30

Является ли требование государственного (муниципального) заказчика о наличии свидетельства о допуске исключительно к работам по организации строительства ограничением допуска участников размещения заказа?

Установление требований к участнику размещения заказа о наличии у него свидетельства о допуске к работам лишь по организации строительства, в случаях, когда установление таких требований явно вытекает из проектной документации, не может служить ограничением допуска участников размещения заказа по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка. Это обязывает государство, по смыслу статьи 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 17 и 18, создавать наиболее благоприятные условия для рыночной экономики как путем непосредственно-регулирующего государственного воздействия, так и через стимулирование свободной экономической деятельности, основанной на принципах самоорганизации, баланса частных и публичных интересов.
Таким непосредственным государственным регулированием является установление специальных требований к членам саморегулируемых организаций в соответствии с Градостроительным кодексом, в том числе и через обеспечение субсидиарной ответственности вследствие причинения вреда. Так, частью 7 статьи 5516 Градостроительного кодекса установлен минимальный размер вноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Другим требованием государственного регулирования является установление в части 82 статьи 555 Градостроительного кодекса минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства.
В тоже время законодатель в части 8 названной статьи установил иные, отличные от требований к работам по организации строительства, требования для выполнения видов работ, не относящихся в соответствии с приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 к группе видов работ № 33 по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Исходя из вышеизложенного, в случае признания равнозначным допуска участников размещения заказа к исполнению государственных или муниципальных заказов при наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства и при наличии свидетельства о допуске к иным видам работ (без вида работ по организации строительства), при обязательном наличии такого вида работ (организация строительства) исходя из содержания проектной документации, создается ситуация, позволяющая недобросовестным участникам рынка строительных работ участвовать в государственных или муниципальных торгах, что противоречит целям защиты конкуренции при размещении государственных или муниципальных заказов.

Должна ли проектная документация входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте государственного (муниципального) заказчика в полном объеме?

Согласно разъяснениям ФАС России от 23 июля 2010 г. № ИА/23610, в целях надлежащего соблюдения части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 416 Федерального закона о размещении заказов проектная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте государственного (муниципального) заказчика в полном объеме. Не размещение проектно-сметной документации в полном объеме на официальном сайте государственного (муниципального) заказчика является основанием для обязательной выдачи ФАС России и ее территориальными органами предписания о внесении изменений в соответствующую документацию об аукционах.
Письмо Национального объединения строителей от 2 февраля 2011 г. № 02-78/11

Вправе ли государственный (муниципальный) заказчик предъявлять требование о наличии, помимо свидетельства о допуске к работам по организации строительства, требования о наличии свидетельства о допуске к отдельным видам работ?

В соответствии с письмом ФАС России от 23.05.2011 г. № ИА/19714 условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона о размещении заказов, является обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
При этом необходимо иметь в виду то, что возможно выполнение работ по организации строительства на объектах, не входящих в перечень объектов, упоминаемых в группе видов работ № 33 приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 (например, предприятия фармацевтической и медицинской промышленности). В случае выполнения организации строительства на таких объектах участнику размещения необходимо получить допуск к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающий другие виды работ, кроме видов работ группы № 33, необходимые для осуществления строительства такого объекта.
Необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично, данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса).
Таким образом, создание ситуации, когда в конкурсной документации государственного или муниципального заказчика появляется требование о наличии у участников размещения заказа вместо свидетельства о допуске к работам по организации строительства свидетельств о допуске к отдельным видам работ, за исключением указанных случаев (объекты, не упоминаемые в группе видов работ № 33), не допустимо, так как нарушает требования части 31 статьи 52 Градостроительного кодекса и создает возможность выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства без обеспечения субсидиарной ответственности вследствие причинения вреда.
Письмо Национального объединения строителей от 15 августа 2011 г. № 02-1159/11.

Должен ли член саморегулируемой организации письменно информировать налоговые органы о вступлении в саморегулируемую организацию, в какой форме и в какие строки? Какие последствия могут наступить при несвоевременном представлении информации?

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики-организации помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
Организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, в том числе и об участии в саморегулируемой организации.
Форма сообщения об участии в российских и иностранных организациях утверждена Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам».
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в соответствии со статьей 126 Налогового кодекса.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 августа 2010 г. № 03-03-06/4/75

Какой документ, выданный саморегулируемой организацией, служит основанием для признания расходов по уплате взносов в компенсационный фонд в целях налогообложения прибыли?

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, ― убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подтвердить осуществленные расходы на уплату взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации налогоплательщик ― член данной саморегулируемой организации может следующими документами:
копиями свидетельств о членстве в саморегулируемой организации;
платежными поручениями на перечисление взносов;
счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 августа 2010 г. № 03-03-06/4/75.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 03-03-06/1/120.

Могут ли члены саморегулируемой организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уменьшать полученные доходы на сумму уплаченных взносов в компенсационный фонд?

Пунктом 1 статьи 34616 Налогового кодекса определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данный перечень расходов является закрытым.
Поскольку вступительные и членские взносы, взносы в компенсационный фонд, уплачиваемые саморегулируемой организации с целью получения допуска к проведению строительных работ, отсутствуют в данном перечне, налогоплательщик не вправе включать их в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 августа 2010 г. № 03-03-06/4/75.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 03-11-06/2/126.

Относятся ли взносы в компенсационный фонд, вступительные и членские взносы, уплачиваемые членами саморегулируемых организаций, к расходам, связанным с производством и реализацией для целей налогообложения по налогу на прибыль?

Исходя из положений статьи 558 Градостроительного кодекса к работам по по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.
Подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности такими налогоплательщиками.
Расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете при применении метода начисления единовременно в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса.
Согласно указанной норме датой расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, или последнее число отчетного (налогового) периода.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 августа 2010 г. № 03-03-06/4/75.

В каком размере необходимо внести взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации при хозяйственном способе строительства?

При хозяйственном способе строительства, при котором функции застройщика, заказчика, генерального подрядчика, подрядчика выполняются одним лицом, такое лицо является лицом, осуществляющим строительство, в соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе к работам по организации строительства, если такие работы включены в Перечень видов работ, утверждённый приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.
Согласно части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частью 7 статьи 55.16 Кодекса.
Поскольку при хозяйственном способе строительства формально отсутствует такой признак, как стоимость строительства по одному договору, то стоимость строительства может быть установлена иными способами (сметная стоимость, стоимость строительства аналогичных объектов и т.д.). При этом застройщик, намеревающийся получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства, должен внести взнос в компенсационный фонд в зависимости от планируемой стоимости строительства.
В случае, если лицо, осуществляющее строительство хозяйственным способом, уже имеет свидетельство о допуске к работам по организации строительства, и планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого превышает размер стоимости, соответствующей уплаченному взносу в компенсационный фонд, то такое лицо обязано довнести взнос в компенсационный фонд до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельство о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера, указанного в части 7 статьи 55.16 Кодекса.
Письмо Национального объединения строителей от 26.07.2011 № 02-1022/11.

К какому виду работ по Перечню видов работ относится выполнение проекта производства работ (ППР)?

Согласно МДС 12-29.2006 «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты» проект производства работ - это организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации проектной документации и определяющий технологии строительных работ (технологические процессы и операции), качество их выполнения, сроки, ресурсы и мероприятия по безопасности.
СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» устанавливает, что проект производства работ составляется по рабочим чертежам на основе проекта организации строительства на работы подготовительного периода строительства, на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, а также на возведение объекта в целом и (или) его составные части.
В соответствии с МДС 12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ» в состав проекта производства работ на возведение объекта в целом и (или) его составные части включаются: календарный план производства работ по объекту; строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий и материалов; график потребности в рабочих кадрах; график потребности в основных строительных машинах; технологические карты на отдельные виды работ; карты (схемы) на контроль качества работ; мероприятия по охране труда и безопасности; пояснительная записка.
По мнению Национального объединения строителей, выполнение проекта производства работ является одним из составных элементов работ по организации строительства, соответствующих в Перечне группе видов работ 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)». Для осуществления работ по выполнению проекта производства работ необходимо получение свидетельства о допуске к соответствующему виду работ, входящему в состав группы видов работ № 33.
Письмо Национального объединения строителей от 4 июля 2011 г. № 02-849/11.

Относятся ли морские суда к объектам капитального строительства?

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса морские суда относятся к недвижимым вещам. Согласно части 1 статьи 558 Градостроительного кодекса саморегулируемые организации выдают свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса, к объектам капитального строительства относятся: здания; строения; сооружения; объекты, строительство которых не завершено.
Правовой взаимосвязи между понятием «объект капитального строительства», используемым для целей законодательства о градостроительной деятельности, и понятием «недвижимая вещь» («недвижимое имущество»), используемым для целей гражданского законодательства, не имеется.
Таким образом, получение свидетельства о допуске к работам, которые выполняются на морских судах (в том числе работ, которые упоминаются в утвержденном Минрегионом России Перечне видов работ), не требуется, поскольку морские суда не относятся к объектам капитального строительства, соответственно, ремонт морских судов не относится к отношениям, регулируемым законодательством о градостроительной деятельности.
Письмо Национального объединения строителей от 4 июля 2011 г. № 02-874/11

Страницы

Задать вопрос

 

 

 

 

 

 

КНАУФ СНГ

Посетители

Яндекс.Метрика